Поиск по сайту
 
 

 

Прием граждан

Проводится сотрудниками аппарата Уполномоченного по правам человека по предварительной записи с понедельника по четверг с 10 до 17 часов, перерыв с 12 до 13 часов (тел. для справок 241-615).

Личный прием Уполномоченным проводится по предварительной записи по вторникам с 10 до 12 часов.

Адрес: 664027, г.Иркутск, ул. Горького, дом 31, офис 325.

Факс: 24-16-15

E-mail: upch@govirk.ru

 

История

Институт Уполномоченного по правам человека (Омбудсмана) получил в России достаточно широкое развитие. Так, на федераль­ном уровне работает уже пятый Уполномоченный по правам челове­ка в Российской Федерации — Т.Н.Москалькова; уполномоченные по пра­вам человека избраны региональными парламентами в большинстве субъектов РФ, в ряде субъектов РФ на основании соответствующих законов действуют уполномоченные по правам ребенка.

Институт Омбудсмана, разновид­ностью которого являются российские уполномоченные по правам че­ловека, получил широкое развитие в мире только в последней трети XX века. Как известно, Омбудсман понимается как достойное доверия не­зависимое лицо, уполномоченное парламентом на охрану прав отдель­ных граждан и осуществляющее опосредованный парламентский кон­троль в форме обширного надзора за всеми государственными долж­ностями, но без права изменения принятых ими решений.

До начала 60-х годов прошлого века он существовал только в скан­динавских странах. Быстрое распространение этого института (в 1983 г. он существовал в 21 стране, к 1997 — уже в 87 странах, а к лету 2004 г. — в 122 странах мира), появление наряду с национальными также и региональных и муниципальных омбудсманов, а также Омбудсманов специализированных, прежде всего Омбудсманов по правам детей (количество офисов Омбудсманов всех уровней и видов пере­валило за 400), само по себе является феноменом. Столь стремительное распространение нового для боль­шинства стран института является ярким примером «трансфера инноваций», причем этот трансфер происходит не спонтанно, а благода­ря усилиям конкретных людей и организаций.

Это развитие происходит не в безвоздушном пространстве, а в конкретных условиях реальных стран, которые трансформируют ис­ходную модель к своим конкретным условиям. Так, инкорпорация института Омбудсмана в англосаксонские страны в 60-70-е годы про­шлого века привела к одной модели, модели Уполномоченного по де­лам администрации, развитие этого института в Испании, Португа­лии и странах Латинской Америки — к модели Защитника народа, в посткоммунистических странах Восточной Европы и бывшего СССР — к модели Уполномоченного по правам человека.

На встречах и конференциях, посвященных опыту развития ин­ститута Омбудсмана в современном мире, сегодня обсуждается две мо­дели Омбудсмана — модель «классического Омбудсмана», ведущая свое происхождение от опыта шведского Омбудсмана, главная задача ко­торого — расследовать жалобы жителей на действия администрации и давать рекомендации по устранению причин, вызывающих эти жало­бы, а также модель Уполномоченного по правам человека, главной це­лью которого является предотвращение нарушений прав человека и инкорпорация в национальную практику международных норм прав человека. Не случайно одно из выступлений на конференции Инсти­тута Европейских Омбудсманов (Инсбрук, июнь 2003 г.) носило назва­ние «Является ли Омбудсман Уполномоченным по правам человека и является ли Уполномоченный по правам человека — Омбудсманом». Первая из этих моделей сформировалась в странах со стабильным де­мократическим режимом, вторая — в поставторитарных и постком­мунистических странах. Выделяют также реактивную и проактивную модели деятель­ности Омбудсмана, связанные с акцентом на реагирование на уже слу­чившееся событие либо на предотвращение подобных нарушений.

Развитие института Омбудсмана тесно связано с развитием публичной политики как таковой, с распространением стандартов надлежащего качества работы чиновников исполнительной власти разного уровня, не случайно причиной для вмешательства Уполномоченного по делам администрации в Великобритании являются случаи «ненадлежащего ад­министрирования», причем что такое «надлежащее администрирование» — тоже до конца никому не ясно. В качестве же условного критерия можно привести ощущение жителя, столкнувшегося с таким случаем, ощущение несправедливости и неправильности. Таким образом, тема развития института Омбудсмана смыкается с темой «очеловечивания» властных структур, направленности работы чиновников и их ведомств на решение проблем конкретных людей, жителей данной местности. С другой стороны, работа Омбудсманов в современных условиях тесно связана с понятием «права человека», внедрением международ­ных стандартов прав человека в реальную практику тех или иных стран.

Наконец, институт Омбудсмана во всем мире признан как один из эффективных институтов предотвращения коррупции, которая су­ществует во всех странах, но особенно развита сегодня в поставтори­тарных странах.

Институт Омбудсмана во всех странах, кроме скандинавских, яв­ляется новым институтом государственной власти, не принадлежащим ни к одной из устоявшихся властных ветвей. С другой стороны, сила института Омбудсмана заключается в его общественной поддержке, поэтому так важны формы его взаимодействия со СМИ и общественными, в особенности правозащитными организациями.

Появление и развитие института

уполномоченного по правам человека в РФ

Федеративное устройство России, а также громадная территория стали причиной того, что уже в процессе разработки Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» встал вопрос о формах работы Уполномоченного в республи­ках, краях и областях России. В одном из вариантов Федерального за­кона предусматривалось, что российский Уполномоченный будет соз­давать свои представительства во всех субъектах РФ. Вместе с тем та­кой принцип противоречил федеративному устройству России, так как защита прав человека является по Конституции предметом совмест­ного ведения центра и субъектов РФ. Наиболее активно выступали против назначения представителей федерального Уполномоченного губернаторы и члены Совета Федерации. В этой ситуации в законе появилась позиция о том, что в субъектах РФ учреждается должность Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ.

Против этого предложения выступали ряд правозащитников, их аргументом было то, что не могут быть права человека областные или краевые, соответственно, защищать их должна единая федеральная структура.

Однако и формулировка Федерального закона, обязывающая субъекта РФ к созданию должности Уполномоченного по правам че­ловека, присутствующая в первоначально принятом Государственной Думой Федеральном законе «Об Уполномоченном», также не устроила российских сенаторов, была создана согласительная комиссия, в результате работы которой появилась компромиссная формулиров­ка, которая и вошла в окончательный текст закона.

Итак, ст.5 Федерального конституционного закона «Об Уполно­моченном по правам человека в Российской Федерации» вводит по­нятие «Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации» следующим образом: «1. В соответствии с Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может учреждать­ся должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Рос­сийской Федерации. 2. Финансирование деятельности Уполномочен­ного по правам человека в субъекте Российской Федерации и его ап­парата осуществляется из средств субъекта Российской Федерации».

Следует отметить, что в некоторых субъектах РФ работа по введе­нию института Уполномоченного по правам человека началась до при­нятия Федерального закона «Об Уполномоченном». Пионером здесь оказалась Республика Башкортостан, где закон «Об Уполномоченном по правам человека» был принят в апреле 1996 г., и Свердловская об­ласть, где закон был принят двумя месяцами позже. Активная работа по подготовке региональных законов велась также и на Северо-Запа­де России, в Сибири и на Дальнем Востоке — до конца 1997 г. соот­ветствующие законы были приняты в Красноярском и Приморском краях, в Архангельской области и в Санкт-Петербурге.

Первым Уполномоченным по правам человека в субъекте РФ стал Чингиз Бореевич Газизов, избранный на этот пост Государственным Советом Башкортостана в декабре 1996 г. До этого он работал замес­тителем прокурора республики. Ч.Б. Газизов успешно проработал от­пущенные ему законом два срока (по 4 года каждый) и вышел на пен­сию в начале 2005 г. Вместе с тем институт Уполномоченного в этой республике был создан именно как парламентский институт, Упол­номоченный не имеет своего аппарата и обслуживается сотрудника­ми аппарата Госсовета. Таким образом, в условиях фактической под­контрольности Госсовета президенту Башкортостана Муртазе Рахи­мову говорить о какой-то самостоятельности и независимости Упол­номоченного по правам человека в Башкортостане даже по формаль­ным основаниям не приходится.

Закон «Об Уполномоченном по правам человека в Иркутской области» был принят 4 октября 2006 года. Но только через год, когда штат был полностью укомплектован, он начал полноценно функционировать.

В целях оказания содействия гражданам в защите их прав и законных интересов Законодательным Собранием Иркутской области была учреждена эта должность. Порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Иркутской области, его компетенция, организационные формы и условия его деятельности устанавливаются законом Иркутской области».

Уполномоченный по правам человека в Иркутске стал работать с июня 2007 года, когда Законодательным Собранием Иркутской области по представлению Губернатора области был назначен Уполномоченный. Первым Уполномоченным  стал Иван Зигмундович Зелент, который находился на этой должности до июня 2012 года. А на сегодняшний день Уполномоченным по правам человека в Иркутской области является Валерий Алексеевич Лукин, назначенный на эту должность  20.06.2012 на 46-ой сессии Законодательного Собрания.

В соответствии с законом Уполномоченный по правам человека в Иркутской области оказывает содействие восстановлению нарушенных прав человека на территории области, рассматривает письменные обращения жителей области и организует личный прием граждан. В круг его основных обязанностей входит также создание эффективного механизма и нормальных процедур восстановления нарушенных прав человека. Эффективная деятельность Уполномоченного не возможна без рабочего взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, без активного сотрудничества с общественными правозащитными организациями. Институт Уполномоченного, созданный, прежде всего, для защиты прав граждан, нарушенных чиновниками государственного аппарата и местного самоуправления, называют еще институтом внесудебного рассмотрения жалоб и обращений граждан. Уполномоченный имеет право обратиться в компетентные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина. Он имеет возможность направлять государственным органам, органам местного самоуправления или должностным лицам предложения и рекомендации, относящиеся к обеспечению прав и свобод человека и совершенствованию административных процедур.

По итогам работы в истекшем году Уполномоченный направляет доклад о положении в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина в области Губернатору области, в Законодательное собрание, прокурору области, председателю Иркутского областного суда. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан он может направлять специальные доклады. Ежегодные и специальные доклады Уполномоченного подлежат опубликованию в печатном средстве массовой информации, учрежденном органами государственной власти области для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти области, иной официальной информации.

Социальные процессы последнего времени свидетельствуют, что невнимательное отношение государственных структур и органов местного самоуправления к защите прав и свобод граждан могут стать причиной социально-экономического кризиса, в условиях которого все социальные процессы могут выйти из-под контроля. Вместе с тем, защита прав граждан меньше всего нуждается в шумных и массовых акциях. Требуется ежедневный, кропотливый труд специалистов-профессионалов по защите и восстановлению прав конкретного человека и свобод граждан, постоянный и принципиальный контроль за выполнением действующих законов.

Важное значение придается правовому просвещению населения по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Практика подтверждает - отсутствие у жителей области достаточного уровня знаний правовых механизмов и способов защиты, принадлежащих им прав и свобод.

Выступления Уполномоченного на радио и телевидении, публикации и ответы на вопросы корреспондентов центральных, областных, городских и районных газет, размещение материалов на сайте дает возможность информировать население Иркутской области о задачах, функциях, возможностях и результатах деятельности.

В связи с выше изложенным, совершенно очевидна необходимость повышения осведомленности жителей области о правах и свободах человека, о способах и методах правозащитной деятельности. Действуя вместе, согласованно и в соответствии с законами можно изменить положение к лучшему, и дать надежду всем тем, чьи права нарушены.

 

Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц

 
В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.