Поиск по сайту
 
 

 

Прием граждан

Проводится сотрудниками аппарата Уполномоченного по правам человека по предварительной записи с понедельника по четверг с 10 до 17 часов, перерыв с 12 до 13 часов (тел. для справок 241-615).

Личный прием Уполномоченным проводится по предварительной записи по вторникам с 10 до 12 часов.

Адрес: 664027, г.Иркутск, ул. Горького, дом 31, офис 325.

Факс: 24-16-15

E-mail: upch@govirk.ru

 

Мониторинг законодательства декабрь 2009

 

Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2009 г. N 994 "О внесении изменений в Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий"

В новой редакции изложены правила направления средств (их части) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.

Правила устанавливают виды расходов, на которые могут быть направлены указанные средства, порядок подачи заявления о распоряжении ими, перечень необходимых документов, а также порядок и сроки перечисления средств.

Лица, получившие сертификат на материнский капитал, вправе использовать данные средства на улучшение жилищных условий строго определенным образом. Как и ранее, это приобретение (строительство) жилого помещения, уплата первоначального взноса или погашение основного долга и процентов по кредитам на приобретение или строительство жилья (в т. ч. полученным до выдачи сертификата). При этом установлено, что средства также могут направляться на погашение кредитов, взятых до получения сертификата с целью погашения ранее взятых займов на приобретение или строительство жилья.

Уточнено, что при направлении средств материнского капитала на приобретение или строительство жилья, осуществляемое супругом получателя сертификата, данное обстоятельство указывается в заявлении о распоряжении средствами. К нему должны прилагаться основной документ, удостоверяющий личность супруга, и свидетельство о браке.

Закреплена обязательность оформлять жилье, приобретенное или построенное с использованием средств материнского капитала, в общую собственность получателя сертификата, его супруга, детей и иных совместно проживающих с ними членов семьи. Размер долей при этом определяется по соглашению.

Установлены случаи, в которых средства по заявлению не перечисляются. Это лишение родительских прав или отмена усыновления в отношении ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на материнский капитал, совершение в отношении такого ребенка умышленного преступления против личности. Также средства не предоставляются при ограничении в родительских правах и отобрании ребенка.

 

Постановление Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2009 г. N 18-П "По делу о проверке конституционности пункта "а" части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пункта 3 статьи 57 Закона Российской Федерации "Об образовании" и подпункта 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Н.С. Лаппы"

Оспаривалась конституционность норм, касающихся выплаты пенсии по случаю потери кормильца детям погибших военнослужащих-контрактников.

Нормы оспаривались в части выплат в пользу совершеннолетних детей, обучающихся очно в образовательных учреждениях (исключение составляют находящиеся на военной службе или на службе в ОВД). Пенсия им выплачивается до окончания обучения, но не более чем до достижения ими 23 лет.

На практике эти положения трактуются таким образом.

Указанные дети, обучающиеся в иностранных учебных заведениях, имеют право получать пенсию, но только в том случае, если они были направлены на учебу российским образовательным учреждением на основании прямого договора. В результате дети, поступившие в иностранные вузы самостоятельно, лишаются права на получение этой пенсии.

КС РФ признал нормы не противоречащими Конституции РФ. Однако отметил, что их смысл должен пониматься следующим образом.

Данные совершеннолетние дети, самостоятельно поступившие в иностранные учебные заведения, имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца на равных условиях с такими же детьми, но обучающимися в иностранных образовательных учреждениях по направлению на учебу в соответствии с международным договором РФ.

Иное означало бы введение необоснованных различий в условиях приобретения права на получение пенсии по случаю потери кормильца лицами, относящимися к одной и той же категории, исключительно в зависимости от способа поступления в иностранное образовательное учреждение. Такого рода различия не имеют объективного и разумного оправдания.

Изложенную позицию федеральный законодатель обязан учитывать при внесении изменений в правовое регулирование пенсионных отношений в части порядка и условий назначения и выплаты пенсий по случаю потери кормильца указанным членам семей умерших (погибших) военнослужащих.

 

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25 сентября 2009 г. N 794н "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 февраля 2007 г. N 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания"

Уточнен порядок, в котором выписываются рецепты. Изменения касаются, в частности, выписывания рецептов на бланках форм N 148-1/у-04 (л) и N 148-1/у-06 (л).

На указанных бланках можно выписывать одно наименование лекарства, изделия медицинского назначения или специализированного продукта лечебного питания. Исправления при этом запрещены.

Уточнено предельно допустимое количество фентанила (трансдермальная терапевтическая система), которое может указываться в одном рецепте. При дозировке 12,5 мкг/час допускается выписать 32 пластыря.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 ноября 2009 г. Регистрационный N 15317.

 

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 3 декабря 2009 г. N 27 "О внесении изменения в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 января 1999 года N 1 "О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)"

Из ранее подготовленных разъяснений исключаются положения, касающиеся назначения смертной казни.

Согласно этим положениям смертная казнь как исключительная мера наказания может применяться за совершение особо тяжкого преступления, посягающего на жизнь. Она применима лишь тогда, когда необходимость ее назначения обусловливается особыми обстоятельствами, свидетельствующими о высокой степени общественной опасности содеянного, и, наряду с этим, крайне отрицательными данными, характеризующими виновного как лицо, представляющее исключительную опасность для общества.

Такая корректировка разъяснений обусловлена позицией КС РФ (сформулированной в определении от 19 ноября 2009 г. N 1344-О-Р).

Как указал КС РФ, с 16 апреля 1997 г. в России смертная казнь применяться не может, т. е. наказание в виде смертной казни не должно ни назначаться, ни исполняться.

 

Постановление мэра города Иркутска от 23 ноября 2009 г. N 031-06-3702/9 "Об утверждении Положения о порядке взимания платы за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях и муниципальных образовательных учреждениях начальных школах – детских садах г.Иркутска"

Утверждено положение о порядке взимания платы за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях и муниципальных образовательных учреждениях начальных школах – детских садах г.Иркутска.

Плата за содержание детей является частичной компенсацией расходов бюджета, предусмотренных на обеспечение необходимых условий содержания и обучения детей, а также развитие материально-технической базы учреждений.

Размер платы не должен превышать 20 процентов затрат на содержание ребенка. Перечень затрат, учитываемых при установлении размера родительской платы, утверждается нормативным правовым актом Правительства РФ.

Размер ежемесячной родительской платы, взимаемой за содержание детей, ежегодно устанавливается нормативным правовым актом администрации г.Иркутска.

Категории граждан, имеющие право на оплату 10 процентов затрат на содержание ребенка, и категории граждан, освобожденные от оплаты, устанавливаются решением Думы г.Иркутска.

Льготы по оплате предоставляются родителям (законным представителям) при наличии документов, подтверждающих право на их получение.

 

Закон Иркутской области от 19 ноября 2009 г. N 87/53-ОЗ "О внесении изменений в статью 4 Закона Иркутской области "О размерах региональных стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в Иркутской области"

Установлено, что размер регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи для семей, имеющих в своем составе трех и более детей, не достигших возраста 18 лет, составляет 15 процентов.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 9 октября 2009 г. N 819н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи методом трансплантации органов"

 

Приказ Минобороны РФ от 13 октября 2009 г. N 1101 "О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80"

Уточнен порядок обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ.

Ранее военнослужащие-контрактники признавались нуждающимися в получении жилья, если их обеспеченность общей площадью жилья на одного члена семьи ниже уровня, установленного региональными властями (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга).

Данные положения Кассационная коллегия ВС РФ признала незаконными (Определение от 30 июля 2009 г. N КАС09-324).

В соответствии с ЖК РФ граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, подлежат учету в органах местного самоуправления, а не в региональных органах власти (исключения - Москва и Санкт-Петербург). Местными властями также устанавливается учетная норма.

Также существовало требование, согласно которому размер предоставляемого жилья должен был быть не меньше нормы общей (жилой) площади на одного человека, необходимой для постановки на учет, но не больше установленного регионами.

Однако эти нормы противоречат Федеральному закону "О статусе военнослужащих". При предоставлении жилья по договору соцнайма либо в собственность бесплатно норма составляет 18 кв.м. общей площади помещения на одного человека.

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 30 июля 2009 г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 ноября 2009 г. Регистрационный N 15248.

 

Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. N 283-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Основываясь на позиции Конституционного Суда РФ Минфин России рекомендовал налоговым органам начиная с 1 января 2008 г. исчислять налог на имущество физических лиц исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, к которым относятся жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. В результате граждане, владеющие имуществом на праве совместной или общей долевой собственности, были вынуждены платить налоги с учетом полной стоимости всего объекта недвижимости, а не стоимости своей доли.

Принятые поправки направлены на обеспечение справедливого распределения налоговой нагрузки на собственников имущества.

Так, перечень объектов налогообложения дополнен долями в поименованных видах имущества. Это позволит гражданам уплачивать налоги исходя из стоимости действительно принадлежащего им имущества (т. е. доли), а не всего объекта недвижимости. Кроме того, этой норме придана обратная сила - ее действие распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г. Также в перечень объектов налогообложения включены комнаты.

Уточнен порядок уплаты налога за строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей совместной собственности нескольких лиц без определения долей.

До внесения изменений в таких случаях налог мог уплачиваться одним из собственников (по соглашению между ними) либо всеми собственниками в равных долях (в отсутствие соглашения). В целях соблюдения принципа равенства налогообложения норма об уплате налога по соглашению исключена.

При этом установлено, что стоимость доли в праве общей долевой собственности определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли. В отсутствие определенных долей каждый собственник уплачивает налог со стоимости, разделенной на количество собственников.

 

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 269-ФЗ "О внесении изменения в статью 53 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"

Ранее госслужащим могла предоставляться единовременная субсидия на приобретение жилой площади. Однако последняя является лишь частью жилого помещения, состоящего как из жилой, так и нежилой площади (т. н. общая площадь жилого помещения). Кроме того, Жилищный кодекс РФ и сложившаяся правоприменительная практика исключают отождествление более узкого понятия "жилая площадь" с более широким "жилые помещения".

В связи с этим вносимыми изменениями уточняется, что госслужащим выделяются субсидии на приобретение жилого помещения (а не жилой площади).

 

Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. N 298-ФЗ "О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов"

Определен норматив затрат на ежемесячное обеспечение одного гражданина лекарствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Речь идет о гражданах, получающих государственную социальную помощь в виде обеспечения указанными товарами в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера).

Этот норматив в 2010 г. составит 531 руб. Он рассчитан с учетом прогнозируемого уровня инфляции и превышает на 51 руб. норматив, установленный в 2009 г.

Указанный норматив используется для расчета общего объема средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций региональным бюджетам.

Ассигнования на реализацию данного закона предусмотрены в федеральном бюджете на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 гг.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 г.

 

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 сентября 2009 г. N 805н "Об утверждении Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты"

С 1 января 2010 г. ЕСН заменяется страховыми взносами на конкретные виды социального страхования. Вводится новый механизм начисления различных социальных выплат, в том числе доплат к пенсии.

Определен порядок обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии.

Такая доплата полагается лицу, если общая сумма его материального обеспечения, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствующем регионе.

Доплата устанавливается в таком размере, чтобы общая сумма материального обеспечения пенсионера достигла величины прожиточного минимума, но не более чем в целом по России.

Решение об установлении (отказе в установлении) доплаты принимает территориальный орган ПФР.

Для получения доплаты необходимо подать заявление и необходимые документы. Это можно сделать лично или через законного представителя.

Сумма материального обеспечения подсчитывается за календарный месяц, в котором поступило обращение. Определено, какие выплаты и меры соцподдержки учитываются (не учитываются).

Решение об установлении доплаты выносится не позднее чем через 5 рабочих дней со дня поступления от уполномоченного органа исполнительной власти региона сведений об установленных пенсионеру выплат и мер соцподдержки.

Доплата устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения.

Продолжительность выплаты равна сроку, на который установлена пенсия.

Размеры доплат пересматриваются при изменении величины прожиточного минимума пенсионера в целом по России и (или) в регионе, мер соцподдержки и выплат.

На получателя доплаты заводится выплатное дело.

Для начисления доплаты открывается лицевой счет на каждого пенсионера.

Суммы доплаты, начисленные, но не востребованные своевременно, выплачиваются за прошедшее время, но не более чем за 3 года, предшествующие обращению за их получением.

Приказ вступает в силу с 1 января 2010 г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 ноября 2009 г. Регистрационный N 15285.

 

Постановление Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. N 944 "Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью"

Во исполнение Закона о защите прав юрлиц и ИП при осуществлении госконтроля Правительством РФ утвержден перечень видов деятельности, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью.

Так, органы госпожнадзора и санэпидемнадзора могут проверять лиц, оказывающих услуги в сфере образования и предоставляющих соцуслуги с обеспечением проживания, не чаще 1 раза в год. А в отношении лиц, оказывающих амбулаторно-поликлиническую и санаторно-курортную медпомощь, такие проверки проводятся 1 раз в 2 года. Также установлено, что деятельность детских лагерей проверяется указанными органами 1 раз перед началом каникул.

Определено, что органы, лицензирующие медицинскую деятельность, проводят проверки лиц, оказывающих санаторно-курортную и скорую медпомощь, не чаще 1 раза в 2 года. Лица, оказывающие амбулаторно-поликлиническую медпомощь, проверяются не чаще 1 раза в год.

Лица, торгующие лекарствами в розницу, могут проверяться органами, лицензирующими фармацевтическую деятельность, не чаще 1 раза в год (торгующие лекарствами оптом - не чаще 1 раза в 2 года).

Проверки лиц, оказывающих образовательные услуги, проводятся соответствующими лицензирующими органами не чаще 1 раза в 2 года.

С такой же периодичностью органы госнадзора в сфере здравоохранения и соцразвития проводят проверки лиц, предоставляющих соцуслуги с обеспечением проживания.

 

Определение Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2009 г. N 1344-О-Р "О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года N 3-П по делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях"

В 1999 г. КС РФ сформулировал правовую позицию, согласно которой смертная казнь не может назначаться до введения на всей территории страны судов с участием присяжных заседателей.

Суды присяжных были сформированы во всех субъектах Российской Федерации, кроме одного - Чеченской Республики. С 1 января 2010 г. данные суды начнут функционировать и в указанном регионе.

В связи с этим ВС РФ обратился с запросом о возможности назначения смертной казни после введения судов присяжных на всей территории государства.

Согласно разъяснениям при формулировании указанной позиции КС РФ, помимо прочего, учитывал согласие России с международно-правовыми актами, направленными на отмену смертной казни в мирное время. В частности, наша страна подписала Протокол N 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, но так и не выразила своего намерения не стать его участником.

Как указал КС РФ, были основания полагать, что данный вопрос разрешится в разумные сроки, не превышающие периода судов с участием присяжных на всей территории страны. Поэтому КС РФ "проявил разумную сдержанность в отражении этого обстоятельства".

Указанный протокол предстояло ратифицировать до 28 февраля 1999 г. Соответствующий законопроект был внесен (еще в 1999 г.) и на момент поступления запроса находится на рассмотрении Госдумы.

Между тем тот факт, что протокол до сих пор не ратифицирован, не препятствует признанию его существенным элементом правового регулирования. Россия связана международными обязательствами не предпринимать действий, которые лишили бы подписанный ею протокол его объекта и цели.

Основным обязательством по протоколу является полная отмена смертной казни (включая изъятие из законодательства этого вида наказания за все преступления, за исключением "действий, совершенных во время войны или при неизбежной угрозе войны").

С учетом этого в России с 16 апреля 1997 г. смертная казнь применяться не может, т. е. наказание в виде смертной казни не должно ни назначаться, ни исполняться.

 

Закон Иркутской области от 19 ноября 2009 г. N 84/50-ОЗ "О величине прожиточного минимума пенсионера в Иркутской области на 2010 год"

Установлена величина прожиточного минимума пенсионера в Иркутской области на 2010 год в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в размере 4 720 руб.

 

Приказ Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 3 ноября 2009 г. N 1310-МПР "О внесении изменений в Положение о порядке социального обслуживания государственными стационарными учреждениями социального обслуживания Иркутской области"

Установлено, что в случае если гражданин, признанный в установленном законодательством порядке недееспособным, принимается на социальное обслуживание в психоневрологический интернат на временной основе (сроком до 6 месяцев) и в отношении него опека не прекращена, представленные подлинники документов возвращаются его законному представителю. В личном деле остаются их копии, заверенные надлежащим образом.

 

Постановление Правительства Иркутской области от 18 ноября 2009 г. N 335/114-ПП "О внесении изменений в постановление администрации Иркутской области от 12 августа 2008 года N 236-па"

Сокращен размер социальной выплаты победителям ежегодного областного конкурса "Почетная семья Иркутской области": за первое место - с 300 тыс.руб. до 283 тыс.руб., за второе место - с 200 тыс.руб. до 183 тыс.руб., за третье место - со 100 тыс.руб. до 83 тыс.руб.

Установлено, что порядок и условия проведения ежегодного областного конкурса "Почетная семья Иркутской области" определяются не департаментом семейной, демографической политики, опеки и попечительства Иркутской области, а министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

 

Закон Иркутской области от 18 ноября 2009 г. N 81/47-ОЗ "О внесении изменения в статью 1 закона Иркутской области "О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области и порядке предоставления им жилых помещений"

Согласно внесенным изменениям меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан распространяются на граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет в срок, установленный федеральным законодательством, и имеющих право на обеспечение жильем. Ранее было установлено, что указанные меры социальной поддержки предусмотрены для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г. и имеющих право на обеспечение жильем.

 
В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.